DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Развитие институтов трудовых отношений в трансформируемой экономике

Исаев Александр Львович, 01.05.2008

 

Нарушенные права Мониторинг ВЦИОМ Специальное исследование проблемных

Официальный найм Устный

найм Официальный

найм Устный

1. При поступлении на работу права не были закреплены в договоре найма 7

2. Несвоевременно выплачивалась заработная плата 55 32 68 36

3. Часть заработной платы выплачивалась товарами 13 15 10 11

4. Установлен несправедливо низкий размер зарплаты 48 40 46 26

5. Работал по устной договоренности, а наниматель договор нарушил 3 4 3

6. Часть заработанных денег выплачивалась неофициально 7 20 19 27

7. Незаконно уволен, переведен на более низкую должность 4 0 4 3

8. Угрожали увольнением, переводом на более низкую должность за попытку отстоять свои законные права 13 9 6 8

9. Режим труда, условия труда и техника безопасности не соответствовали нормам 21 42 23 35

10. Не давали отпуск; отпуск предоставляли, но не оплачивали; отпуск предоставляли в неудобное время или частями 15 16 21 37

11. Вынужден был работать во время болезни, т.к. начальство выражает недовольство, если берешь больничный лист 18 30 23 34

* Источник http://ecsocman.edu.ru

Хотя институционализация неправовых практик этого типа носит неполный, незавершенный характер, они не менее устойчивы, чем практики, интернализованные работниками. Их устойчивость базируется на праве сильного (работодателя) и слабости институционально-правовых механизмов противодействия осуществляемому им насилию.

Распространение неправовых трудовых практик влечет серьезные негативные последствия. Во-первых, они экономически, политически и культурно ослабляют государство и уменьшают шансы на успешный переход (трансформацию) к новой экономике. Во-вторых, подрывают авторитет закона и веру граждан в возможность справедливого решения вопросов через правоохранительную систему. В-третьих, замедляют формирование современной деловой этики, ведут к криминализации целых сегментов экономики, тормозят рост иностранных инвестиций в Россию. В-четвертых, произвол работодателей и бесправность наемных работников усиливают и персонифицируют социальную дифференциацию общества.

В разных точках общественного организма накапливается потенциал протеста, способный неожиданно выливаться в стихийные деструктивные действия работников против работодателей и государственной власти.

Все это указывает на то, что для ослабления неправовых практик в сфере труда требуется комплекс специальных мер экономической и социальной политики. Данный комплекс, несомненно, должен включать становление эффективной системы социального партнерства.

Институт социального партнерства является удачной новацией ХХ века. Он обеспечивает не только социальную стабильность и повышение качества человеческого капитала, но и конкурентоспособность национальных экономик. Под социальным партнерством понимается система отношений между работниками и работодателями при посредничестве государства, обеспечивающая согласование экономических интересов в социально-трудовой сфере. При этом отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на нахождение социального консенсуса.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

-взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Другой формой социального партнерства на предприятиях и организациях является соглашение. Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

На федеральном уровне социальное партнерство в сфере труда институционально оформлено Конституцией РФ, Трудовым кодексом, законами и созданием трехсторонней комиссии. Вместе с тем на региональном и муниципальном уровне этот процесс только начинается и сталкивается с рядом проблем. Прежде всего, необходимо отметить несоответствие федерального и регионального законодательства. Наиболее слабое звено системы социального партнерства находится на уровне предприятий и организаций. Система социального партнерства в своем низовом звене работает (хотя бы формально) лишь там, где сохранились и действуют крупные профсоюзные организации, располагающие необходимыми информационными и организационными ресурсами.

В представлении большинства работников профсоюз все еще остается организацией, главным предназначением которой является распределение социальных благ и оказание социальных услуг на предприятии. В действительности же он уже в значительной степени лишился этих функций. Если материальную помощь профсоюз действительно выплачивает сам и в основном из собственных средств, то социальный пакет формируется и распределяется практически без его участия.

Из вышеизложенного следует, что в настоящее время ресурс профсоюза как общественной организации, изначально призванный быть независимой от работодателя, трансформировался в ресурс администрации, которая использует его для эффективного управления персоналом.

Таким образом, институт социального партнерства является одним из важнейших институтов трудовой сферы, определяющий правила и нормы взаимоотношений предпринимателей и работников с целью согласования их интересов. Западные модели социального партнерства, которые формировались более полутора веков, в настоящее время являются фактором устойчивой общественной системы и эффективности рыночной экономики. Сфера труда в России имеет ряд специфических особенностей, в силу которых становление института социального партнерства практически начинается с чистого листа. Поэтому необходимы поиски новых средств, которые могли бы ускорить этот процесс и повысить его общественную эффективность.

III. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Исаев. А.Л. Содержание и структура трудовых отношений [Текст] / А.Л. Исаев // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2008. №4 (23) – 0,5 п.л.

ПУБЛИКАЦИИ В ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ:

2. Исаев А.Л. Институциональные направления совершенствования трудовых отношений в трансформируемой экономике [Текст] / А.Л. Исаев. СГСЭУ. 2008. – 3,2 п.л.

3. Исаев А.Л. Институциональное регулирование трудовых отношений [Текст] / А.Л. Исаев // Развитие и взаимодействие социальных субъектов в современной институциональной среде: Материалы международной научно-практической конференции 10 – 12 октября 2008. СГСЭУ. 2008. –