DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Информационная политика законодательного органа власти: алгоритмы социальной идентичности

Фигуровский Николай Николаевич, 01.04.2007

 

ФИГУРОВСКИЙ Николай Николаевич

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ:

АЛГОРИТМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Специальность 10.01.10 – Журналистика (политические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на кафедре информационной политики Российской

академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научные руководители:  доктор политических наук, профессор

Станислав Григорьевич

социологических наук, профессор

Киричёк Петр Николаевич

Официальные оппоненты: Доктор исторических наук, профессор

Ненашев Михаил

политических наук

Очур Аркадий Михайлович

Ведущая организация: Российский государственный

социальный университет

Защита состоится 28 марта 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.20 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, 2-й учебный корпус, аудитория № 2076.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1-й учебной корпус).

Автореферат разослан 26 февраля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор политических наук доцент Шевченко А. В.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Анализ состояния и тенденций развития информационной политики законодательного собрания региона является перспективным в силу многих причин и, прежде всего, значительных качественных изменений, происходящих в последние годы в государственно-общественном поле российского социума.

В свою очередь, эти изменения социально-политического характера, особенно в рамках полномочной диспозиции «власть законодательная – власть исполнительная», вызывают к жизни ряд неотложных потребностей (или необходимостей) информационно-коммуникативного свойства, реализация которых непосредственно увязывается с обеспечением динамичности и успешности проводимых реформ.

Во-первых, необходимость повышения роли «субъектов-законодате-лей» в социально-коммуникативном механизме общения власти с народом, где в настоящее время характерная для начала общественных преобразований в России паритетность ветвей власти сменилась приоритетностью «субъектов-исполнителей».

Во-вторых, необходимость усиления гражданского представительства во властных структурах, где в настоящий момент четко обнаруживается доминирование феномена «государственности» над феноменом «общественности», что сохраняет возможность возврата трансформируемого социума в административно-командный модус бытия.

В-третьих, необходимость всесторонней легитимизации социальных, политических и экономических преобразований, проводимых сегодня в России по традиции «сверху», по модулю информационной недоговоренности и коммуникативной недостаточности, что содержит опасность отката реформ на исходные рубежи.

В-четвертых, необходимость формирования в стране (и регионах) массового правового сознания, идентичного содержанию принимаемых законов, иначе в реформационном комплексе «проект – реализация» будут и дальше возникать существенные разрывы между теорией вопроса и практикой его решения.

Как известно, создание прочной и систематизированной правовой базы общественных реформ на уровне субъектов Российской Федерации осуществляют законодательные собрания, имеющие различные названия, но реализующие одинаковые функции. При этом информационно-коммуникативные модусы (механизмы плюс отношения) региональных законодательных органов имеют специфические особенности в сравнении с федеральными аналогами. И самое главное – именно в этом пункте вертикально-горизонтального устройства социума, на региональном уровне информационно-коммуника-тивных конфигураций, обычно возникают благоприятные условия для достижения необходимой степени доверия между властью и народом.

Достижение такого уровня доверия возможно только при соответствии информационной политики: а) глубинным объективным социальным нравственным законам развития российского социума и б) законам формирования субъект-объектных и субъект-субъектных коммуникативных отношений. Однако концептуальные механизмы и способы решения данной проблемы в настоящее время вырабатываются, как правило, исключительно на эмпирическом уровне и не получают специального (социально-информа-циологического) анализа в контексте журналистики как политической науки.

Научно-практическая проблема диссертации обусловливается конкретными ситуациями и тенденциями в жизнедеятельности трансформирующегося общества, которые отражают, с одной стороны, продолжающееся, если даже не нарастающее, отчуждение личности от власти и, с другой – слишком медленное превращение государства в социально ответственный институт общества, повернутый лицом ко всем категориям населения. Отсюда проистекает научная задача исследования, которая состоит в формулировании основных положений оптимальной в современной общественной ситуации информационной политики регионального органа законодательной власти, содействующей преодолению вышеназванных негативных тенденций.

Степень научной разработанности темы исследования. Изучение научно-прикладных аспектов феномена информационной политики в новом исследовательском ракурсе – в связи с ее индуцированием законодательным органом власти субъекта Российской Федерации – требует привлечения как общетеоретических, так и конкретно-прагматических подходов, позволяющих обосновать концепцию диверсификации информационно-коммуникатив-ных отношений власти и народа в трансформирующемся обществе. По этой причине весь массив научных исследований по данной проблеме можно разделить на несколько обширных групп.

К первой группе относятся работы, содержащие в рамках теории массовой коммуникации важные для исполнения авторского замысла общеметодологические, а также политологические и социологические подходы к информационно-коммуникативной деятельности (П. Алексеев, К. Гаджиев, К. Делокаров, В.К. Егоров, С. Кара-Мурза, М. Кастельс, И. Мелюхин, Э. Семенюк, А. Соловьев, А. Урсул, А. Уткин и др.) , получающей дальнейшее развитие в условиях перехода к информационному обществу. Онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты информационного общества, разработанные в трудах современных исследователей (Р. Абдеев, В.С. Егоров, В. Каширин, Н. Моисеев, А. Панарин, Ф. Уэбстер, Э. Тоффлер и др.) , позволяют рассматривать взятую в разработку тему исследования в контексте цивилизационного подхода.

Ко второй группе относятся работы (Г. Атаманчук, Н. Винер, Н. Луман, В. Могилевский, А. Соловьев, Ф. Шарков, К. Шеннон, Ю. Шрейдер и др.) , способствовавшие авторскому осмыслению и уточнению (с позиций социальной информациологии) основных подходов к определению понятий информации и коммуникации. Они, как правило, прилагаются к процессам, происходящих в информационном пространстве переходного общества, отличающегося большой переменчивостью социально-политических диспозиций и, соответственно, динамичностью информационных потребностей (интересов) стратификационной принадлежности.