DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 01.02.2008

Материалы

загрузка...

Институт пресс-службы в системе информационного управления

Дурнова Лариса Владимировна, 01.02.2008

 

Во-вторых, это работы (Г. Атаманчук, Н. Винер, Н. Луман, М. Маклюэн, В. Могилевский, А. Соловьев, Ф. Шарков, К. Шеннон, Ю. Шрейдер и др.), с помощью которых уяснялись (в контексте социальной информациологии) основные подходы к определению понятий информации и коммуникации, обеспечивающих научный уровень понимания сути информационного управления. Как правило, они прилагались к управленческому профилю коммуникативных процессов, характерных для переходного общества, которому свойственны изменчивость социально-политических страт и динамичность их информационных потребностей (интересов).

В-третьих, это исследования (В. Ильин, А. Конфисахор, Г. Лассуэлл, В. Ледяев, В. Мшвениерадзе, Т. Парсонс, К. Ясперс и др.), с помощью которых уяснялись точки зрения на социальное (государственное) управление, в особенности на информационно-коммуникативной основе, включающей в себя социально-психологический и политико-психологический аспекты (О. Митрошенков, Д. Ольшанский, В. Попов, Е. Шестопал и др.). В этот же спектр включались работы (М. Анохин, Л. Землянова, С. Илларионов, В. Комаровский, А. Новопашин, В. Петухов, Л. Тимофеева, А. Тихонов и др.), способствовавшие научному освоению автором арсенала сотрудничества власти и прессы, контактирования политики и информации как основы коммуникативных отношений в трансформирующемся социуме.

В-четвёртых, это труды (А. Воробьев, Е. Вартанова, А. Грабельников, В. Горохов, Я. Засурский, С. Коновченко, М. Назаров, Ю. Нисневич, И. Фомичёва и др.), позволившие автору усвоить специфику взаимодействия средств массовой информации и коммуникации с государственными, общественными, коммерческими и иными организациями, особенно через их пресс-службы при помощи идеологии и технологии паблик рилейшнз. Отдельный блок представили работы, давшие автору четкое представление о единстве политики и информации в развитии, а именно: политизации медиа-среды и медиатизации политики в России (В.П. Воробьев, И. Засурский, П. Киричёк, С. Корконосенко, Е. Прохоров, В. Сидоров, А. Шевченко и др.), что позволило поместить информационно-коммуникатив-ные отношения как в стабильных, так и в кризисных социальных ситуациях в политологический дискурс.

В-пятых, это работы (В.В. Воробьёв, А. Киселёв, П. Киричёк, К. Маркелов, А. Новопашин, В. Попов, В. Силкин, Т. Сухомлинова, Е. Яблокова), раскрывшие автору сущность, структуру и функции информационной политики как механизма регулирования коммуникативных процессов, где большую роль и значение приобрели такие её субъекты, как пресс-службы различных организаций, учреждений, корпораций, способные с помощью «белого» PR эффективно корректировать медиа-среду и тем самым разрешать возникшие и предупреждать возможные кризисные ситуации в социуме. В этой связи информационно-политический дискурс выводился автором из понимания сущности информационного управления и прилагаемого к нему целостного комплекса связей с общественностью (паблик рилейшнз), который, в свою очередь, изучался на основе других работ (И. Алёшина, С. Блэк, С. Бориснёв, М. Бочаров, В. Ганжин, М. Горшков, М. Кузнецов, Т. Лебедева, В. Левашов, Э. Макаревич, В. Писачкин, И. Поверинов, Г. Почепцов, В. Рева, Н. Петкова, О. Савинова, И. Цыкунов, А. Чумиков, В. Шейнов).

В-шестых, особо важный свод трудов, учтенный автором во всех аспектах работы – объектно-предметном, понятийно-категориальном, методологическом, теоретико-прикладном, структурно-содержательном, аналитико-прогностическом – составили работы ученых РАГС, которые в рамках инновационной науки – социальной информациологии – не только сформулировали и верифицировали принципы и механизмы информационной политики в трансформирующемся обществе, но и сделали определённые наработки в области информационного управления как деятельностной сущности информационной власти. И данное исследование является развёрнутым (расширяющим и уточняющим) дополнением к уже существующим положениям и выводам об информационной власти и связанным с ней информационным управлением, где важнейшим инструментом выступает институт пресс-служ-бы, особенно на региональном уровне.

Цель исследования: выявить организационную сущность и структурно-функциональную специфику института пресс-службы в системе управления информационными процессами в современных условиях.

В рамках поставленной цели формулируются следующие задачи:

- раскрыть содержание феномена информационного управления, его понятие и

- выявить значение информационно-управленческих концептов связей с общественностью в организации и целеполагании института пресс-службы;

- рассмотреть структурно-функциональную амбивалентность деятельности пресс-службы как субъекта информационной политики;

- проанализировать специфику информационно-коммуникативных отношений в конфликтной социальной среде;

- изучить пределы совместимости (несовместимости) «реального» и «виртуального» концептов в пиаровской информации в связи с качественными свойствами массовой коммуникации;

- определить механизмы интроекции пресс-служебных медиа-текстов (передач, программ) в поле журналистики с целью коррекции информационного пространства.

Объект исследования – институт пресс-службы в постиндустриальном обществе.

Предмет исследования – информационно-управляющие концепты института пресс-службы в современных условиях.

Теоретико-методологическая база исследования представлена сводом парадигм и концепций классических, неклассических, постнеклассических работ по философии, политологии, социологии, социальной психологии, социальной информациологии. В работе нашли отражение основы теории власти и коммуникации (Н. Луман), коммуникативного действия (Ю. Хабермас), журналистики (М. Маклюэн, Я. Засурский, С. Корконосенко), информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, Й. Масуда, Ф. Уэбстер, Ж. Фурастье), современные концепции информационной власти (Э. Тоффлер), парадигмы социально-информациологической и социосинергетической теорий (В. По-пов, В. Романов, А. Шевченко, Н. Арапова).

При написании диссертации, имеющей междисциплинарный характер, автор использовал целостный комплекс научно-исследовательских технологий: социально-информациологический подход - для определения потенциала управления информационными процессами с помощью института пресс-службы; институциональный подход - для выявления информационно-управленческих форм и методов в арсенале пресс-служб; системный подход - для рассмотрения информационной составляющей социума как единого целого; синтез синергетической, немарковской, рефлексивной, мотивационной парадигм - для изучения особенностей информационной политики в переходном обществе с использованием идеологии и технологии паблик рилейшнз, а также системы средств массовой информации в процессе ее функционирования и развития. В ходе изучения отдельных аспектов научной проблемы применялись частные методы: политического анализа, коммуникативного моделирования, включенного наблюдения, контент-анализа газетных публикаций и эмпирико-социологических материалов.

Эмпирическая база исследования сложилась в результате многолетнего изучения автором на личном практическом опыте информационно-ком-муникативных отношений, возникающих в процессе РR-деятельности пресс-служб организаций, учреждений, корпораций с учётом корректировочного влияния политико-технологических факторов.

Непосредственным фактологическим материалом, используемым в исследовании, явился подвергнутый текстуальному анализу обширный массив пиаровской информации разных тем и жанров, который в 2006-2007 гг. был опубликован в печатных («Астраханские ведомости», «Комсомолец Каспия», «Астраханские известия», «Волга», «Горожанин», «АиФ-Астрахань», «Пульс Аксарайска») и озвучен и показан в электронных (АТРК «Лотос», Телекомпания «Канал 7+») средствах массовой информации, а также распространен в информационных агентствах (ИА «Регнум», ИА «Интерфакс», ИА «Росбалт», ИА «Regions.ru»).

Основную часть этого пиар-массива (всего более 500 материалов) составили статьи, корреспонденции, интервью, заметки, комментарии экспертов, информационные сообщения, новостные сюжеты, имиджевые ролики, подготовленные пресс-службой ОАО «Астраханьрегионгаз» в рамках целевой информационной кампании, проведённой лично автором и направленной на разрешение возникшей в регионе кризисной социальной ситуации в связи с соперничеством в отрасли газоснабжения населения двух хозяйственно-управленческих структур.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях постиндустриального общества существующая система социального (государственного) управления дополняется новой его разновидностью – информационным управлением. По сути оно означает управление различными сферами жизни социума на основе оперативной и систематизированной информации. Этот тип управления представляет собой структурно-функциональный конструкт управленческой деятельности в периметре отношений «господство – подчинение», реализующей своё целеполагание убеждающими (внушающими) средствами информационного воздействия на сознание и поведение людей, принципиально изменяющего социально-поли-тическую или социально-экономическую ситуацию в стране (регионе). Самодостаточным его инструментом является информационное влияние на атмосферу социума с помощью целенаправленного формирования обществен-ного мнения (без использования политического, правового, силового и иного ресурсов). В роли важнейшего субъекта информационного управления здесь выступает пресс-служба организации, учреждения, корпорации, а в качестве объекта – массовая аудитория, составляющая население (социальную группу) либо всей, либо части территории административной единицы (страны, региона, муниципального образования).

2. В интегральном виде процесс информационного управления социумом состоит из пяти структурно-функциональных узлов – определение цели, постановка задачи, выбор направления, применение средства, получение результата. Последний означает переориентацию объекта – сообщества граждан, их сознания и поведения – путём формирования общественного мнения по заданным субъектом алгоритмам. Модусы организации и целеполагания этой системы выстраиваются, в основном, на базе информационно-управлен-ческих концептов связей с общественностью, идеологию и технологию которых широко используют пресс-службы. При этом наиболее активно они действуют, как правило, в двух направлениях: а) информационно-экономиче-ском, где реализуется возможность получать дополнительную прибыль за счёт умело построенных отношений с потребителями продукции, и б) информационно-политическом, где нематериальная «прибыль» конвертируется по максимуму – в завоевание и сохранение власти и по минимуму – в обретение престижа и изменение социально-ролевого статуса.

3. Основным институциональным признаком пресс-службы государственной, общественной, производственной, коммерческой и иной организации, учреждения, корпорации представляется структурно-функциональная амбивалентность, образуемая двусторонними заимствованиями управленческих и журналистских принципов, свойств, методов и способов. Пресс-служ-ба, выполняющая одну из ролей связей с общественностью, является социально-гибридным образованием, формирующим свою структуру от «чистого» управления, а функции – от «чистой» журналистики. В результате социум получает дополнительное информационно-коммуникативное звено в системе генерализованной социально-информациологической наукой взаимосвязи «государство – массмедиа – общество», где пресс-служба располагается в рабочих интервалах между тремя названными субъектами. И если массмедиа являются посредником информационного обмена общества и государства, то пресс-служба – субпосредником.

4. Благоприятное для многостороннего функционирования расположение пресс-службы на стыках взаимодействия ключевых субъектов информационно-коммуникативных отношений в социуме позволяет ей: а) целенаправленно корректировать (усиливать, ослаблять, блокировать и пр.) потоки фактов, сведений, оценок, комментариев, непрерывно идущих в процессе трёхстороннего обмена информацией; б) существенно влиять на выстраивание различных конфигураций политических, экономических, культурных и иных связей, адекватных (неадекватных) социальной равнодействующей множества групповых интересов. Отсюда проистекает постоянная коммуникативная востребованность делегируемых пресс-службой информационных потоков в адрес социальных групп, в первую очередь, для ориентации в действительности, особенно в конфликтных ситуациях, касающихся жизненно важных для граждан вопросов.

5. В силу амбивалентной социально-природной специфики пресс-слу-жбы её деятельности имманентны, кроме толерантных, конфликтные начала - они часто понуждают, под давлением корпоративных (фирменных) интересов, реальность поставляемой в публичную сферу информации подправлять виртуальностью для полной гарантии успеха. В этой связи встаёт проблема пределов совместимости «реального» (атрибутивного) и «виртуального» (функционального) концептов в пиаровской информации, которая выражается в их медиа-текстуальной пропорции. Переизбыток «виртуального» превращает связь с общественностью в социально-политическую или социально-экономическую игру с массовым сознанием – в свою очередь, массовая коммуникация, ухудшая свои качественные свойства, становится подмостками для данной игры. При этом существование реально-виртуальных «ножниц» в пресс-служебной информации приводит в случае кризисной ситуации – к её усугублению, в случае штатной ситуации – к её дестабилизации, а в общем плане – к снижению уровня коммуникативной культуры в социуме.

6. Главный алгоритм взаимодействия пресс-службы с населением при помощи массмедиа определяется на основе антикризисного информационно-коммуникативного реагирования. Одним из его этапов является интроекция пиаровских медиа-текстов (передач, программ) в поле журналистики с целью очищения информационного пространства от невыгодных для субъекта-ком-муникатора социально-психологических установок среди граждан путём целенаправленного формирования общественного мнения. В случае успешного разрешения конфликтной ситуации с помощью эффективной коррекции медиа-среды, в итоге становящейся более благоприятной не только для стоящей за пресс-службой организации, но и для большинства населения, можно говорить о доминантности информационного ресурса над остальными ресурсами (политическим, экономическим, правовым, силовым и

Основные научные результаты исследования, полученные автором.

1. Установлено, что в постиндустриальном обществе отчётливо проявляется новый вид социального (государственного) управления под названием «информационное», которое заключается в управлении различными сферами жизни социума на основе оперативной и систематизированной информации. Оно обусловливается возникающими моментами информационной самодостаточности процесса управления социумом, направленного на достижение либо масштабных целей (переориентация сознания и поведения населения), либо точечных (устранение кризисной ситуации). Кроме целей, система информационного управления, базирующаяся на универсальной формуле «господство – подчинение», включает в себя задачи, направления, средства, результаты, а также субъект – пресс-службу организации и объект – массовую аудиторию страны или региона.

2. Показано, что переориентация объекта – сообщества граждан, их сознания и поведения – производится в рамках информационного управления путём формирования общественного мнения по заданным субъектом социально-политическим алгоритмам. В качестве действующего комплекса механизмов пресс-служба использует идеологически выстроенные технологии связей с общественностью, учитывающие специфику размещения пиаровской информации в массмедийных средствах. Акцентуация этой информации происходит обычно по двум векторам – информационно-экономическому (публичный имидж организации или корпорации) и информационно-полити-ческому (завоевание власти, обретение престижа, повышение социально-ро-левого статуса).

3. Обосновано, что институциональность пресс-службы, представляющей государственную, общественную, производственную, коммерческую организацию, учреждение, корпорацию, определяет структурно-функциональ-ная амбивалентность. Это неизбежный продукт логически предопределённых заимствований пресс-службой ряда свойств управленческой и журналистской деятельности. Работая в пограничной между ними области, пресс-служба, берущая на вооружение идеологию и технологию связей с общественностью, отличается социальной конвергентностью: по своей структуре тяготеет к системе управления, а по функциям – к сфере журналистики.

4. Определено, что информационно-коммуникативная дополнительность пресс-службы как субпосредника в системе «государство – массмедиа – общество» может существенно повышать или понижать реальный потенциал социально-политического взаимодействия власти, прессы, народа на консенсусных началах. Прогресс, стагнация, регресс в этой области бытия социума во многом зависят от качества реакций пресс-служб на коммуникативную востребованность пиаровской информации людским сообществом, помогающей им ориентироваться в действительности, особенно в конфликтных ситуациях, когда речь идёт о коренных интересах большинства населения.

5. Доказано, что имманентность конфликтогенного начала в деятельности пресс-службы, производная от амбивалентной её позиции (в связках «власть – народ», «производитель – потребитель», «фирма – клиент»), обеспечивает присутствие в распространяемой ею пиаровской информации виртуальных концептов, актуализирующих частный или групповой интерес на фоне общенационального или общерегионального. По этой причине устанавливается предел допустимости «виртуального» концепта в медиа-продуктах, чтобы не ухудшать качественные свойства массовой коммуникации и не превращать суть связи с общественностью в скрытый обман большинства населения страны (региона).

6. Выявлено, что целостная алгоритмика деятельности пресс-службы в поле журналистики содержит, во-первых, стратегию антикризисного реагирования, во-вторых, тактику толерантного микширования, в-третьих, интроекцию пиаровских медиа-текстов (передач, программ) в прессу, в-четвёртых, коррекцию информационного пространства страны (региона), в-пятых, переориентацию сознания и поведения граждан. При этом пресс-служба ускоряет прохождение пиаровской информации, очищает её от привносимых слухов, защищает от контрарных фактов, сведений, оценок. Снятие кризисной ситуации эффективной коррекцией медиа-среды свидетельствует о доминантной роли информационного ресурса в разрешении социального конфликта.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

- в теоретической разработке концепции «информационного управления» как инновационного вида социального управления в постиндустриальном обществе с обоснованием его функциональной системы (целей, задач, направлений, средств, результатов) и субъектно-объектной специфики;

- в аналитическом рассмотрении института пресс-службы в системе управления информационными процессами в целях переориентации сознания и поведения сообщества граждан при использовании идеологии и технологии связей с общественностью в массмедийном пространстве;

- в обосновании структурно-функциональной амбивалентности института пресс-службы организации, учреждения, корпорации как субъекта информационной политики, образуемой путём социальной конвергенции уп-равленческих основ и журналистских начал;

- в выявлении информационно-коммуникативного потенциала пресс-службы в установлении социально-политического взаимодействия власти, прессы, народа на консенсусных основах и уровнях востребованности соответствующей пиаровской информации;

- в доказательстве наличия в информационной продукции пресс-служ-бы виртуальных концептов и установлении предела их допустимости в медиа-текстуальном отражении социально-политической или социально-эко-номической реальности;